Организация телефонии для распределённого офиса.

Мы привыкли считать, что отдельно взятая даже крупная компания для своих нужд занимает определённую площадь. У заводов – это большая территория, огороженная забором с проходными, а у парикмахерской – площадь 2-3-хкомнатной квартиры. Однако, рыночные отношения и специфика многих видов бизнеса приводят к тому, что одна компания может быть существенно разнесена территориально.

К таким видам бизнеса относятся, например:
• авиакомпании – в каждом аэропорту у компании должен быть как минимум 1 представитель;
• банки – филиалы, отделения и т.д.;
• компании-производители – представительства-офисы в центре городов, производство за городом, склады в удобных для отгрузки местах;
• крупные сети магазинов – торговые залы в различных городах, склады, управление-бухгалтерия.

Для управления подобной бизнес-структурой нужна качественная и надёжная связь. На данный момент самым востребованным видом оперативной связи является обычный телефонный звонок и его развитие – телефонная аудио-конференция. Следующий этап удалённого общения – это видеосвязь и видеоконференции. Она уже внедряется и рекламируется производителями видеоборудования. К сожалению видеорешения пока ограничены качеством существующих Интернет-каналов и высокой стоимостью данного оборудования. Организовать же обычную телефонную связь, но при помощи IP-каналов достаточно просто и бюджетно. Затраты на оборудование и внедрение окупятся тем быстрее, чем больше требуется совершать дорогих звонков – междугородних и международных.

Рассмотрим типичную схему распределённой компании. У неё есть центральный офис и множество небольших офисов на всей территории страны. Обязательным условием является наличие Интернет в каждом офисе. Часть сотрудников могут работать дома. К тому же у компании есть партнёры за границей, с которыми требуется регулярное общение “голосом”. Ежемесячные затраты на телефонную связь у подобной компании могут быть весьма существенными. Продемонстрируем, как их можно сократить и оптимизировать и, дополнительно, расширить функционал и сервисы локальной офисной телефонии с помощью оборудования D-Link.

Задача состоит в следующем: организовать локальную телефонную сеть компании, распределённой территориально (имеющей центральный офис и множество удалённых), улучшить работу с клиентами, оптимизировать затраты на мобильную, междугороднюю и международную телефонную связь. Первый и самый простой вариант – это IP-АТС в центральном офисе и IP-телефоны и VoIP-шлюзы в удалённых, т.е. топология звезды. Недостатком такого решения является то, что при недоступности IP-АТС центрального офиса (пропал свет или проблемы с доступом в Интернет) вся телефония перестаёт функционировать. Поэтому более правильным выглядит решение распределённой IP-АТС. Рассмотрим приведённую ниже схему.

В качестве центральной IP-АТС используется дисковый сетевой накопитель DNS-325 с Add-On-ом IP-PBX-Asterisk. В удалённых офисах рекомендуется применять менее производительные решения – DSM-350 с прошивкой IP-PBX-Asterisk. Если нет возможности подключиться к проводному Интернету и нужно 1-2 телефона, достаточно использовать роутер DVG-N5402SP c USB-3G-модемом и двумя FXS-портами для под-ключения аналоговых телефонных аппаратов. Все IP-АТС попарно регистрируются друг с другом. Абоненты удалённых офисов регистрируются и совершают звонки с помощью своей локальной IP-АТС. Если требуется позвонить в центральный или любой другой офис, звонок маршрутизируется между IP-АТС. Таким образом, даже при проблемах с интернетом в головном офисе, телефония в удалённых офисах будет работоспособна и локально, и между филиалами. Используя локальные выходы в городскую телефонную сеть в удалённых офисах (FXO-шлюзы), можно совершать междугородние звонки с помощью IP-телефонии между офисами без услуги междугородней связи телефонного оператора. Для совершения мобильных звонков используются GSM-VoIP-шлюзы (DIR-456+DVG-7111S) администрируемые в центральном офисе. Международные звонки также проходят через центральную IP-АТС, которая регистрируется на международном провайдере IP-телефонии, например sipnet.net для звонков по России. Удалённые абоненты регистрируются на центральную IP-АТС и 2-й линией – на малой IP-АТС филиала.

Также на IP-АТС доступен дополнительный функционал. Например, IVR – интерактивное (многоуровневое) голосовое меню, единый IVR на центральной  IP-АТС, единый номерной план, распределение входящих звонков по всем офисам – центральному и удалённым, аудиоконференции, телефонная связь в командировке – удалённая регистрация на “домашней” IP-АТС, ведение подробных логов АТС и запись разговоров.

Таким образом, мы получили масштабируемое решение для офисной телефонии с нулевой стоимостью внутриофисного звонка вне зависимости от расположения абонентов – в соседних комнатах или в разных городах.